Педагогическое сообщество «Клуб любителей химии» как ресурс для профессионального развития педагога
Summary: The article discusses the concepts of professional community, professional pedagogical community and network professional community. The experience of creating and operating a network professional community "Chemistry connoisseur Club", which unites both young teachers and more experienced from different cities and schools, as well as private tutors, is presented. The results of the club's activities over the three years of its existence are considered. And its influence on the professional development of teachers is analyzed.
Key words: network professional pedagogical community, "Chemistry connoisseur Club", professional development of a teacher.
Key words: network professional pedagogical community, "Chemistry connoisseur Club", professional development of a teacher.
Профессиональное развитие педагогов представляет собой многофакторный и многогранный процесс, ориентированный на повышение уровня квалификации и компетенций педагогических работников. Оно является неотъемлемой частью современной образовательной системы, поскольку активно влияет на качество образования, уровень профессионализма и результативность педагогической деятельности.
Среди основных направлений профессионального развития можно выделить участие в профильных конференциях, семинарах, тренингах, курсах повышения квалификации, в дополнение - самостоятельное изучение новых методик обучения и использование инновационных технологий в образовательном процессе. Важным элементом успешного развития является обмен опытом с коллегами, проведение совместных проектов и исследований, что способствует расширению профессионального кругозора и обогащению педагогической практики.
Молодой учитель в процессе педагогической деятельности часто нуждается в персональном научно-методическом сопровождении [1, с.42] и поддержке при возникновении профессиональных вопросов.
Существует ряд форм и методов такого сопровождения. Одной из форм по работе с актуальными профессиональными проблемами педагогов в режиме «здесь и сейчас» является сетевое профессиональное педагогическое сообщество.
Профессиональные педагогические сообщества – это объединение учителей, где коллеги коллективно осуществляют рефлексию педагогической деятельности, устанавливают взаимосвязь между педагогической деятельностью учителей и учебной деятельностью школьников, принимают совместные решения по повышению уровня, как преподавания, так и обучения [4].
Среди основных направлений профессионального развития можно выделить участие в профильных конференциях, семинарах, тренингах, курсах повышения квалификации, в дополнение - самостоятельное изучение новых методик обучения и использование инновационных технологий в образовательном процессе. Важным элементом успешного развития является обмен опытом с коллегами, проведение совместных проектов и исследований, что способствует расширению профессионального кругозора и обогащению педагогической практики.
Молодой учитель в процессе педагогической деятельности часто нуждается в персональном научно-методическом сопровождении [1, с.42] и поддержке при возникновении профессиональных вопросов.
Существует ряд форм и методов такого сопровождения. Одной из форм по работе с актуальными профессиональными проблемами педагогов в режиме «здесь и сейчас» является сетевое профессиональное педагогическое сообщество.
Профессиональные педагогические сообщества – это объединение учителей, где коллеги коллективно осуществляют рефлексию педагогической деятельности, устанавливают взаимосвязь между педагогической деятельностью учителей и учебной деятельностью школьников, принимают совместные решения по повышению уровня, как преподавания, так и обучения [4].
Сетевое профессиональное сообщество - это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, позволяющая учителям общаться друг с другом, комментировать и задавать вопросы, не взирая на расстояния, решать профессиональные задачи, обмениваться опытом друг с другом на виртуальных мастер-классах, реализовывать себя и повышать свой профессиональный уровень [2, с.444].
Нами был разработан и воплощен в жизнь проект по созданию сетевого профессионального сообщества - «Клуб любителей химии Марии Литра» для педагогов химии и биологии, с целью формирования единого коммуникационного пространства, удовлетворяющего запросам учителей и формирующего синергию методов и подходов в области профессионального развития педагогов.
Сообщество успешно функционирует уже более трех лет и включает в себя более 200 педагогов: преподавателей вузов, методистов, учителей частных и государственных школ, репетиторов и студентов химических, педагогических направлений. Клуб объединил педагогов из более, чем пятидесяти городов России, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Франции и Германии. Участники Клуба не только жители больших городов, но и маленьких сел и деревень из самых глухих уголков нашей страны. Мы предоставляем широкий спектр возможностей для профессионального взаимодействия и коммуникации.
Сообщество организовано на платформе мессенджера Telegram участие в нем бесплатное. Любой педагог химии может к нему присоединиться.
При создании педагогического сообщества мы руководствовались необходимостью организации системы работы с актуальными проблемами педагогов в режиме реального времени. Целями образования «Клуба любителей химии» являются:
- создание единого онлайн пространства для обмена информацией и опытом между членами сообщества;
- организация формальных и неформальных общений на профессиональные темы;
- эмоциональная поддержка педагогов;
- поддержка и развитие педагогических практик, новых образовательных инициатив и проектов;
- содействие повышению квалификации, развитию профессиональной компетентности и мастерства педагогов.
За три года существования «Клуба любителей химии» были получены следующие результаты:
Нами был разработан и воплощен в жизнь проект по созданию сетевого профессионального сообщества - «Клуб любителей химии Марии Литра» для педагогов химии и биологии, с целью формирования единого коммуникационного пространства, удовлетворяющего запросам учителей и формирующего синергию методов и подходов в области профессионального развития педагогов.
Сообщество успешно функционирует уже более трех лет и включает в себя более 200 педагогов: преподавателей вузов, методистов, учителей частных и государственных школ, репетиторов и студентов химических, педагогических направлений. Клуб объединил педагогов из более, чем пятидесяти городов России, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Франции и Германии. Участники Клуба не только жители больших городов, но и маленьких сел и деревень из самых глухих уголков нашей страны. Мы предоставляем широкий спектр возможностей для профессионального взаимодействия и коммуникации.
Сообщество организовано на платформе мессенджера Telegram участие в нем бесплатное. Любой педагог химии может к нему присоединиться.
При создании педагогического сообщества мы руководствовались необходимостью организации системы работы с актуальными проблемами педагогов в режиме реального времени. Целями образования «Клуба любителей химии» являются:
- создание единого онлайн пространства для обмена информацией и опытом между членами сообщества;
- организация формальных и неформальных общений на профессиональные темы;
- эмоциональная поддержка педагогов;
- поддержка и развитие педагогических практик, новых образовательных инициатив и проектов;
- содействие повышению квалификации, развитию профессиональной компетентности и мастерства педагогов.
За три года существования «Клуба любителей химии» были получены следующие результаты:
1. Собрана электронная библиотека, которая включает в себя учебные пособия для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по химии и биологии, школьную, вузовскую, научно-популярную литературу, издания по психологии и педагогике.
2. Накоплено большое количество авторских методических материалов: тематические подборки заданий разного уровня сложности для разных классов; презентации; коллекция видеоматериалов с экспериментами. Регулярно составляются авторские варианты ОГЭ и ЕГЭ по химии с развернутыми объяснениями решений.
3. Проведены множество мастер-классов от участников сообщества. Ведь для профессионального роста педагога важно «оттачивать» свое мастерство через выступления перед коллегами. Благодаря такой практике педагог легче справляется с профессиональными трудностями, обобщая свой опыт. Научившись обобщать опыт и делиться им с коллегами, учитель способен объективно оценивать чужой опыт, что является признаком высокого уровня профессионализма [3, с.256].
4. В рамках сообщества были проведены обучающие курсы по решению химических задач; марафоны по отдельным темам химии; интенсивы по онлайн инструментам и геймификации обучения.
5. Были организованы и проведены две масштабные международные онлайн-конференции на тему «Популяризация науки среди школьников». Свои доклады представляли более 30 спикеров из разных городов России, Китая и Германии. Записи конференций в открытом доступе размещены на канале в сети интернет.
6. За время существования «Клуба любителей химии» возникли новые коллаборации и совместные образовательные проекты. Например, STEAM-клуб для младших школьников.
7. Спроектированы и смонтированы совместные флешмобы, как образовательные, например, посвященный 250-летию открытия азота, так и развлекательные.
8. Кроме онлайн встреч, ежегодно проводятся очные встречи участников Клуба, куда съезжаются преподаватели из разных городов. Сообщество предоставляет большое количество полезной профессиональной, информации, но самым важным в нем является наставничество коллег в формате советов, моментальных ответов на актуальные вопросы и, конечно, эмоциональной поддержки.
В «Клубе» есть свои традиции, помогающие создать дружественную атмосферу. Например, ежегодно проводится новогодняя игра «Тайный Санта», поздравления участников сообщества с днем рождения и другие.
2. Накоплено большое количество авторских методических материалов: тематические подборки заданий разного уровня сложности для разных классов; презентации; коллекция видеоматериалов с экспериментами. Регулярно составляются авторские варианты ОГЭ и ЕГЭ по химии с развернутыми объяснениями решений.
3. Проведены множество мастер-классов от участников сообщества. Ведь для профессионального роста педагога важно «оттачивать» свое мастерство через выступления перед коллегами. Благодаря такой практике педагог легче справляется с профессиональными трудностями, обобщая свой опыт. Научившись обобщать опыт и делиться им с коллегами, учитель способен объективно оценивать чужой опыт, что является признаком высокого уровня профессионализма [3, с.256].
4. В рамках сообщества были проведены обучающие курсы по решению химических задач; марафоны по отдельным темам химии; интенсивы по онлайн инструментам и геймификации обучения.
5. Были организованы и проведены две масштабные международные онлайн-конференции на тему «Популяризация науки среди школьников». Свои доклады представляли более 30 спикеров из разных городов России, Китая и Германии. Записи конференций в открытом доступе размещены на канале в сети интернет.
6. За время существования «Клуба любителей химии» возникли новые коллаборации и совместные образовательные проекты. Например, STEAM-клуб для младших школьников.
7. Спроектированы и смонтированы совместные флешмобы, как образовательные, например, посвященный 250-летию открытия азота, так и развлекательные.
8. Кроме онлайн встреч, ежегодно проводятся очные встречи участников Клуба, куда съезжаются преподаватели из разных городов. Сообщество предоставляет большое количество полезной профессиональной, информации, но самым важным в нем является наставничество коллег в формате советов, моментальных ответов на актуальные вопросы и, конечно, эмоциональной поддержки.
В «Клубе» есть свои традиции, помогающие создать дружественную атмосферу. Например, ежегодно проводится новогодняя игра «Тайный Санта», поздравления участников сообщества с днем рождения и другие.
У сообщества есть свой логотип, гимн и своя таблица химических элементов, в которой каждому участнику присвоен отдельный химический элемент.
Особую ценность для участников сообщества представляет информация, которая помогает в развитии личностных качеств педагога. Участники обсуждают свои психологические и ментальные состояния, возникающие в ответ на сложные профессиональные вопросы, включая отношения с учениками, их родителями и коллегами. Обмен опытом внутри профессионального сообщества позволяет им находить наилучшие решения в сложившихся ситуациях.
Нами было проведено анкетирование педагогов Клуба (60 человек) для оценки влиянии сообщества на их профессиональный рост и саморазвитие. В результате 100% опрошенных отметили, что «Клуб любителей химии» является отличным ресурсом дополнительного профессионального образования и развития, 98% проголосовали за то, что участие в нем способствуют развитию профессиональных компетенций, 96% - содействует развитию педагогической культуры. В целом повышение уровня своего преподавания отметили 69% участников, 49% заметили заметные улучшения в результатах своих учеников.
Можно сделать вывод, что педагогическое сообщество «Клуб любителей химии» выступает ценным ресурсом для профессионального развития педагогов. Обмен опытом, доступ к обширной базе образовательных материалов и постоянное взаимодействие с коллегами способствуют расширению профессиональных горизонтов и улучшению качества образовательного процесса. Участие в данном сообществе позволяет педагогам оставаться в тренде последних образовательных тенденций, приобретать новые навыки и методы преподавания, что в свою очередь, положительно сказывается на обучающихся и их успехах в изучении химии.
Особую ценность для участников сообщества представляет информация, которая помогает в развитии личностных качеств педагога. Участники обсуждают свои психологические и ментальные состояния, возникающие в ответ на сложные профессиональные вопросы, включая отношения с учениками, их родителями и коллегами. Обмен опытом внутри профессионального сообщества позволяет им находить наилучшие решения в сложившихся ситуациях.
Нами было проведено анкетирование педагогов Клуба (60 человек) для оценки влиянии сообщества на их профессиональный рост и саморазвитие. В результате 100% опрошенных отметили, что «Клуб любителей химии» является отличным ресурсом дополнительного профессионального образования и развития, 98% проголосовали за то, что участие в нем способствуют развитию профессиональных компетенций, 96% - содействует развитию педагогической культуры. В целом повышение уровня своего преподавания отметили 69% участников, 49% заметили заметные улучшения в результатах своих учеников.
Можно сделать вывод, что педагогическое сообщество «Клуб любителей химии» выступает ценным ресурсом для профессионального развития педагогов. Обмен опытом, доступ к обширной базе образовательных материалов и постоянное взаимодействие с коллегами способствуют расширению профессиональных горизонтов и улучшению качества образовательного процесса. Участие в данном сообществе позволяет педагогам оставаться в тренде последних образовательных тенденций, приобретать новые навыки и методы преподавания, что в свою очередь, положительно сказывается на обучающихся и их успехах в изучении химии.
Список литературы
1. Воронов А.Р., Логинова Т.С., Олейник В.С., Осипова М.А., Пралич Б.С. Профессиональное педагогическое обучающееся сообщество: ресурс для повышения квалификации учителя // THEORIA: педагогика, экономика, право. 2021. № 1 (2). С. 42-49. DOI: 10.51635/27129926_2021_1_42
2. Воронцова И.В. Сетевые педагогические сообщества как форма повышения профессиональной компетентности учителя / И.В.Воронцова // «Молодой учёный». – 2015. – № 18 (98). с. 444
3. Запрудский, Н. И. Педагогический опыт: обобщение и формы представления: пособие для учителя / Н. И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2014. – 256 с.
4. Скворцова Н. А. Профессиональные сообщества и их роль в повышении квалификации педагогов. // URL: https://mcoip.ru/blog/2022/03/12/professionalnye-soobshhestva-i-ih-rol-v-povysheniikvalifikaczii-pedagogov/ (дата обращения: 10.03.2024).
2. Воронцова И.В. Сетевые педагогические сообщества как форма повышения профессиональной компетентности учителя / И.В.Воронцова // «Молодой учёный». – 2015. – № 18 (98). с. 444
3. Запрудский, Н. И. Педагогический опыт: обобщение и формы представления: пособие для учителя / Н. И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2014. – 256 с.
4. Скворцова Н. А. Профессиональные сообщества и их роль в повышении квалификации педагогов. // URL: https://mcoip.ru/blog/2022/03/12/professionalnye-soobshhestva-i-ih-rol-v-povysheniikvalifikaczii-pedagogov/ (дата обращения: 10.03.2024).